Поиск по этому блогу

среда, 25 марта 2015 г.

Пророк Осия. Имя, личность, происхождение и жизнь

Еврейское имя происходящее от глагола — спасать, помогать, собственно значит спасение, помощь (абстрактное понятие), но может также означать спаситель, помощник (как абстрактное вместо конкретного). Древние переводчики передают его различно: LХХ — через VWshe бл. Иероним — чрез Osee, сирийский и халдейский — чрез Hosea, Osea. В Новом Завете (Римл. 9, 25) оно передается через VWshe. Это имя не было необычным: кроме пророка, так назывались Иисус Навин (таково было его первоначальное имя,— Числ. 13:17) и последний израильский царь (4 Цар. 15:30).
Достоверные сведения о лице, происхождении и жизни пророка Осии крайне скудны. Они ограничиваются только теми немногими данными, которые представляет нам сохранившиеся с именем этого пророка книга. Из надписания этой книги видно, что пророк был сын некоего Беерия, но кто был этот Беерий, в ней не говорится. Из первых трех глав книги мы узнаем, что пророк, по повелению Божию, вступил в брак с некоей Гомерью, дочерью Дивлаима, блудницей, и вместе с ней взял к себе и усыновил ее детей. Гомерь родила ему двух сыновей — Изрееля и Лоамми и одну дочь — Лорухаму. Но не долго Гомерь оставалась верной супругой: в скором времени она предалась прелюбодеянию и оставила пророка. Впоследствии пророк, побуждаемый, с одной стороны, еще не угасшей любовью к Гомери, с другой — прямым повелением Божиим, соединился с ней вновь. Наконец, из всей книги видно, и что пророк свое служение проходил в израильском царстве и сам был родом из этого же царства. Так он подробно знает внутреннее состояние северного царства, — недуги, которыми оно болеет (1:2, 4:1, 2, 6, 11-14, 5:11, 7:6, 7, 11, 8:4, 11-14, 9:7, 8, 10:10, 12:7, 13:2), — надежды, которыми оно живет (1:11, 3:5, 11:10, 11): ему хорошо известно поведение представителей народа — гражданских и духовных (4:8, 19, 5:1, 6:9, 7:3, 5, 6, 9:15). Не менее хорошо знакомо ему и географическое положение северного царства. Массифа или Галаад на востоке и Фавор на западе составляют для него всю территорию царства, в котором он живет (5:1), а такова по объему территория израильского только царства. В его речах часто упоминаются города и области северного царства: Самария (7:1; 8:5, 6; 10:5, 7; 14:1), Галаад (6:8; 12:11), Сихем (6:9), Галгала (4:15; 9:15), Вефиль, — последний большей частью с именем Беф-Авен или просто Авен (4:15; 5:8; 10:5, 8, 15) и, напротив того, не упоминаются города южного царства, не исключая и главного города этого царства, Жителя северного царства обличают в нем также некоторые отдельные выражения: например, в 1:2 это царство он называет прямо ha'arz—сия земля. За происхождение его из десятиколенного царства говорят, наконец, особенные, здесь и там окрашенные арамеизмами, слог и язык его, — арамеизмами, которыми окрашивалась речь жителей северного царства. Таковы, например, по мнению западных экзегетов, формы слов: 'emi'as'pa (4:6), haky - infinit. (6:9), qymos вместо qmos (9:6), qa'm вместо qam (10:14), trnlti (11:4), 'wkyl вместо 'a'akyl (11:4), talo' (11:7), yapry' вместо yaprh (13:15), а также слова rtat (13:11), 'hy вместо 'ayh (13:10, 14) и др.
Ян и Маурер, основываясь на том, что в надписании книги, в котором указывается время служения пророка Осии, цари иудейские называются все и сперва, из царей же израильских называется только один и притом после, делают вывод, что пророк Осия был по происхождению иудей[1]. Но это не может служить основанием для такого вывода. а) Поименование царей иудейских всех и сперва объясняется внутренним отношением Осии, согласно со всеми истинными пророками десятиколенного царства, к царству иудейскому. Отпадение десяти колен от дома давидова в своем последнем основании было отпадением от Иеговы. Поэтому все пророки израильского народа, хотя и оказывали гражданское повиновение царям, этого царства, но только царей царства иудейского считали законными правителями народа Божия, владеющими обетованием вечного продолжения их царской власти (ср. Ос. 1:11; 3:5; 8:4). б) Из израильских царей пророк назвал именно Иеровоама II, и только его одного, отчасти для точнейшего указания начала своего служения, а главным образом в виду того великого значения, какое имел этот царь для северного царства. Более точное определение времени выступления пророка на служение, как видно из 1:2, было важно для правильного понимания его пророчеств, так как он предсказывал не только падение дома Ииуя, но и погибель самого царства. Дело в том, что в период 52-летнего правления иудейского царя Озии, при котором, по смыслу надписания книги, началось служение пророка, израильское царство в различное время находилось в различном состоянии: в первую половину его оно находилось в цветущем состоянии, во вторую половину оно начало идти быстрыми шагами к совершенному разложению. Если бы пророк не определил точнее времени своего выступления на проповедь, то, принимая во внимание, что он указал, как terminus а quo своего служения, время царя Озии, а как terminus ad quem, время царя Езекии, и что, следовательно, получается очень длинный период его пророческого служения, могли относить начало его проповеди к последним годам царя Озии, а отсюда считать его пророчества простым человеческим предсказанием, потому что в то время уже видимо началось разложение израильского царства, и погибель его отчасти могла быть предусматриваема простой человеческой проницательностью. Чтобы предотвратить это, пророк дает знать, что он начал свое служение еще в царствование Иеровоама II, т. е. еще в то время, когда израильское царство находилось в цветущем состоянии и когда нельзя было предвидеть его разложение и погибели, потому что Иеровоам умер на 27-м году царствования Озии, так что Озия после него царствовал еще 25 лет[2]. Иеровоам II имел большое значение для десятиколенного царства. Он принадлежал к дому Ииуя, который был призван Богом через пророка на царство израильское для искоренения в нем служения Ваалу, и которому было обещано Богом владение этим царством до четвертого рода, и был последним царем, через которого Господь помогал десятиколенному царству и при котором это царство достигло высшей степени могущества и блеска. По смерти его, начались анархия и смуты. Ни один из его преемников не был призван на служение Богом через пророка, и почти все они погибали один за другим жертвой заговоров.
Евальд делает предположение, что пророк Осия сначала пророчествовал в израильском царстве, где написал первые две главы книги, но позже, вследствие все более и более усиливавшейся вражды к нему со стороны соотечественников, удалился в царство иудейское, где написал остальные главы книги. В пользу своего предположения он приводит такие основания. 1) В главах 1-2 обличения и угрозы направлены только против Израиля и вовсе не касаются Иуды, даже, напротив, последнему обещаются помилование и спасение; в главах 3-14 они высказываются уже и Иуде, причем обличительное и грозное слово постепенно усиливается. Отсюда можно заключать, что пророк сначала смотрел на Иуду только издали, а потом увидел его лицом к лицу и, чем более присматривался к его поведению, тем более убеждался в его испорченности, 2) Выражение 'aharypa (за тобой Вениамин) в 5:8 и слово sam (там) в 6:7, 10: 9:15 и 13:8 определенно указывают на то, что пророк, записывая вторую часть своей книги, находился в иудейском царстве[3]. Но это предположение не может быть принято. 1) Указанные выражения не дают основания для такого предположения[4]. 2) Слово истинного пророка есть выражение не его личных наблюдений и суждений, а божественного внушения и откровения. 3) Уже в 1:11 предполагается пленение Иуды. 4) Пророк Осия в своей книге неоднократно касается царства иудейского. Это объясняется тем значением, какое имело для всего двенадцатиколенного Израиля это царство с данными ему обетованиями, а равно по его историческому развитию. Те обетования, которые были даны царской власти давидовой, или царству иудейскому, служили для благочестивых всего еврейского народа твердым основанием для надежды, что Господь не отвергнет Своего народа совершенно и навсегда. Но, с другой стороны, предвозвещение наказаний, которые постигнут также Иуду за его отпадение, должно было удерживать нечестивых от ложной надежды на благодатные обетования Божии и напоминать им о строгости суда Божия[5]. Отсюда объясняется и то, что Осия, с одной стороны, спасение десятиколенного народа соединяет с обращением его к Богу его Иегове и царю его Давиду (1:7, 11; 3:5) и предостерегает Иуду от участия в грехе Израиля (4:15, 17), но, с другой стороны, и Иуде дает знать, что он своими грехами приготовляет для себя одинаковую с Израилем судьбу (5:5, 10, 12, 13, 14; 6:11 и др.).
Дум высказывает предположение, что пророк Осия принадлежал к священническому сословию. Основание для такого предположения он усматривает в том, что пророк неоднократно говорит о законе Божием, хорошо знает прошедшую историю своего народа и считает прекращение жертв, а равно и других учреждений закона, тягчайшим наказанием для народа[6]. Но данный Богом закон, а также и все вообще прежняя история еврейского народа не менее касались мирянина, чем священника; следовательно, и простой мирянин, а тем более пророк Божий, мог быть хорошо знаком и с тем и с другим, особенно при существовании их в письменном виде. На прекращение жертв и прочее указывает пророк как на тяжкое наказание, без сомнения, в обличение современного ему Израиля, столь приверженного к внешнему культу (ср. Ам. 4:4, 5, Ос. 5:6).
Кроме тех верных сведений о пророке Осии, которые дает его книга, сохранился еще целый ряд недостоверных сведений, принадлежащих позднейшему времени.
Еврейские раввины производят пророка из колена рувимова; его отца Беерия они отождествляют с князем Рувимлян Беерой, уведенным в плен ассирийским царем Феглаффелласаром (1 Пар. 5:6). Но 1) против отождествления этих лиц говорит графическое различие их имен bi'ry и b'rah; 2) сомнительно, чтобы отец пророка еще был жив во время этого отведения Израильтян в плен[7]. Христианские писатели производят пророка из колена иссахарова, но различно называют место рождения: св. Ефремъ — Беелмоф, бл. Иероним — Бефсемес, псевдо-Епифаний — Велемоф, псевдо-Дорофей — Белемон[8]. Разногласие этих свидетельств показывает их историческую недостоверность.
Местом смерти и погребения пророка св. Ефрем, псевдо-Епифаний и псевдо-Дорофей считают называемое ими место его рождения. По иудейскому преданию, у древних Фессалоникийцев существовала сага, что пророк умер в Вавилоне, а погребен в Галилее. Пред смертью он выразил желание быть погребенным в стране израильской, но, в виду отдаленности этой страны, он велел положить его по смерти на верблюда и пустить последнего на произвол судьбы: где он остановится для отдыха, там предать его земле. Верблюд не останавливаясь принес тело пророка в верхнюю Галилею, в город Цефат. Здесь узнали пророка по надгробной надписи и предали его тело земле[9]. Но по одной арабской саге, пророк погребен в городе Алмении, вблизи Триполиса[10]. Между тем по свидетельству Буркгардта, Арабы указывают его могилу также в восточно-иорданской стране, вблизи древнего Рамофа галаадскаго[11].




[1] Maurer, - Observationes in Hoseam vatem in comment. theolog. ed. Rosenmull. et Maur. Lips. 1827, р. 2, р. 291 sq. Jahn, — Einleitung in die Gottlich. Bucher d. Alt. Testament., Th. 2, Wien 1803, § 413.
[2] Keil, - Biblisch. Commentar uber d. Alt. Test., Th. 2, B. 3. Die Bucher der Konige, Leipzig, 1865, s. 288, 295.
[3] Ewald, - s. 173, 174. Ср. Umbreit, — s. 5, Eichhorn, — Einleitung in das Alte Testament., В. 4, А. 4, s. 296, Bleck Wellhausen, — Einletung in das Alte Testament, А. 5, s. 353.
[4] См. толкование этих мест.
[5] Keil, — s. 9.
[6] Duhm, — Thelogie der Propheten, Вопп, 1875, s. 130 f. Ср. Cornill, — Eihleitung in das Alt. Testament., А. 2, Freiburg 1892, s. 172.
[7] Knobel, — Der Prophetismus der Hebraer, Breslau 1837. Th. 2, s. 156.
[8] Св. Ефрем, — стр. 104. Воскресное Чтение, — год X, стр. 146. Simson, — s. 2, Wunsche, — s. IV.
[9] Sinson, — s. 2, Wuhsche, — s. IV, Scholz, - s. ХХV.
[10] Ibidem.
[11] Burkhardt, — Reisen in Syrien, В. 2, s. 606 ff. (Wunsche, — s. IV).

Комментариев нет:

Отправить комментарий