Призванный в изображенное выше время возвещать Израилю
слово Божие, Осия мог только обличать грехи и угрожать наказанием. И
действительно, в своей книге пророк, во-первых, очень подробно изображает
отпадение Израиля от Иеговы и, как следствие этого, его нравственную
развращенность. Израиль отпал от Бога своего Иеговы и вместе с тем от царя
своего Давида: он нарушил завет с Ним, преступил закон Его (1,2; 2,2; 3,1; 6,7;
8,1, 4,12), служит идолам (1,2,; 2,2; 3,1; 4,13, 14,17; 10,1, 2; 11,2; 13,1,
2), сближается с язычниками (5,13; 7,11; 8,9; 12,1), забыл о любви Его (2,8;
3,1; 8,14; 13,6), не имеет знания о Нем (4,1, 6; 5,4), без Него поставляет
царей, без Его ведома ставит князей (8, 4). В нем нет истины и справедливости,
любви и милости, среди него господствуют ложь, неправда, убийство,
кровопролитие, воровство (4,1, 2; 6,8, 9; 7,1, 3; 10,12, 13; 12,7, 14), все
сердца объяты страстью к пьянству, распутству, коварству и мятежам (4,11, 13,
14, 18; 7,4, 5, 6, 7). Во-вторых, пророк весьма обстоятельно изображает ожидающее
Израиля наказание через Ассура, тогдашнего представителя языческой мирской
силы. Как ветер или как орел, налетит этот враг на страну Израиля (4,19; 8,1) и
подвергнет ее страшному разорению: он разрушит города и чертоги (11,6; 8,14),
поест имущество и хлеб (5,7; 8,7) опустошит виноградники и смоковницы (2,12),
телец обратится в куски, в щепки (8,6), царь погибнет, как щепка на воде
(10,7). Сам народ будет отведен в плен в Ассирию (11,5). Там он будет
оставаться без царя и князя, без жертвы и статуй (mazzeboth), без ефода и
терафима (3,4), не будет праздновать праздников (9,5), не будет приносить
начатков (9,4), а его страна между тем подвергнется опустению: домами его
завладеет крапива (9,6), в шатрах его вырастет терн (9,6), жертвенники его
покроются волчцами (10,8).
Но этим мрачным, безутешным изображением вины и наказания
Израиля не исчерпывается все содержание книги Осии. В ней есть также много
утешительных обетований. Пророк многократно и многообразно изображает будущее славное
время обращения Израиля к Богу и облагодатствования его Богом. Испытавши
бедствия плена, Израиль скажет: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил
нас, Он и исцелит нас» (6,1). Господь примет это обращение, заключит с Израилем
новый нерасторжимый завет (2,19, 20), возвратит его в обетованную страну (2,23;
11, 11), где Он на лоне возобновленной природы (2,22; 14,8) образует народ
святой (1,10; 11,10), многочисленнейший (1,10; 14,7) и цветущий (14,6—8), под
одной главой, под Давидом, его царем (3,5; 1,11)[1].
В обетованиях Осии мы не находим столь ясных,
определенных и прямых предсказаний о Мессии и Его царстве, какие находим в
обетованиях Исаии. Однако, - скажем словами одного комментатора, — «Мессия не
отсутствует в книге Осии. Он находится здесь, но сокровенный и молчаливый, Он
парит в туманной дали над всеми другими событиями, которые имеют совершиться на
земле»[2].
В книге Осии две главные мысли: изначальная, никогда не
угасающая любовь Иеговы к Израилю, как к Своему народу, и исконное, никогда не
прекращающееся отступничество Израиля от Иеговы, своего Бога[3. Ср. П. Юнгеров,
— Книга пророка Амоса, Казань, 1897. стр. XXXVII.]. Иегова вывел Израиля из
Египта (11,1), ввел его в Ханаан (2,15), даровал ему закон (8,12), посылал к
нему пророков (11,2), спасал его от врагов (7,13), ущедрял его благами (12,9).
Между тем Израиль уже вначале пошел к Ваал-Фегору (9,10), предался
идолослужению (11,2), преступил закон (8,1), не внимал пророкам (11,2) и даже
подвергал их гонению (9,7), обращался за помощью к язычникам (7,11; 12,1) и
приписывал и посвящал получаемые блага Ваалу (2,5, 8). Наиболее рельефно
выражены пророком эти мысли под образом брачных отношений: любви, верности
супруга — Иеговы и измены, неверности супруги — Израиля (главы 1—3).
Характерно, что 1) пророк даже наказание Израиля представляет выражением любви
Иеговы к нему. Именно потому, что Иегова возлюбил Израиля, образовал его в Свой
народ, Он подвергнет его наказанию за отпадение, дабы привести его к раскаянию
(5,15) и через это уврачевать его отпадение (14,5), препятствующее любви к
возлюбленным. Когда Бог, по совершении суда, удалится, уйдет, Израиль, которого
Он любит, обеспокоится и возопиет к Нему (5,15; 6,1). По представлению пророка,
грех Израиля состоит главным образом в том, что он не отвечает взаимностью на
любовь Иеговы. Иегова любит сынов израилевых, а они обращаются к чужим богам
(3,1). Он зовет их к себе через пророков, а они идут к Ваалам (11,2), Он
умножает у них серебро и золото, а они употребляют это для Ваала (2,8), за
идолами они ходят, а Иегову забывают (2,13), Он проявляет отеческую
попечительность о них, а они не признают Его своим помощником и благодетелем
(11,3), Он написал для них множество законов, а они сочли их за нечто чуждое им
(8,12).
Комментариев нет:
Отправить комментарий