Поиск по этому блогу

среда, 25 марта 2015 г.

Пророк Осия и его время

В то время, когда Осия был призван к пророческому служению, израильское царство находилось на высшей степени политического могущества. Еще при царе Иоасе, Господь, ради завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, призрел на страдания Израильтян от гнета Сириян и обратился к ним Своею милостью, так что те города, которые завоевал при его отце Иоахазе царь сирийский Азаил, Иоас отнял у сына последнего Венадада и снова присоединил к территории израильского царства (4 Цар. 13:23-25). При царе Иеровоаме, сыне Иоаса, Господь явил Израилю еще большую милость. Видя его «горькое бедствие» и беспомощное положение, Он через пророка Иону обещал Иеровоаму победу над врагами, и действительно, Иеровоам возвратил, т. е. вновь подчинил Израилю царства Дамаск и Емаф, насколько они принадлежали территориально еврейскому царству при Давиде и Соломоне, и восстановил древние пределы Израиля от страны Емаф до Мертвого моря (4 Цар. 14:25-28).
Но этот новый расцвет могущества и силы Израиля быль лишь последним явлением милости Божией Израилю. Посредством облагодетельствования, как и через наказание, Господь хотел образумить нечестивого Израиля и направить его на путь истины. Но Израиль оставался в своем нечестии и шел по пути зла. Поэтому, Господь после этого отвратил от него лице Свое, и его царство склонилось к погибели.
Уже от самого происхождения своего десятиколенное царство приняло в себя дурное начало - культ тельцов, «грех Иеровоама, сына Навата» и этого начала не уничтожил в нем ни один из царей за все время его существования. Ииуй, помазанный на царя по указанию Божию, уничтожил в Израиле служение Ваалу, но он «не старался ходить в законе Бога израилева от всего сердца и не отступал от грехов Иеровоама» соблазнившего Израиля (4 Цар. 10:31). Его потомки, которым Господь обещал владение престолом израильского царства, равно не заботились о том, чтобы от всего сердца ходить в законе Бога израилева и отстать от «грехов Иеровоама» (4 Цар. 13:1, 2, 10, 11, 14:23, 24, 15:8, 9). Ни тяжелые наказания, которые посылал Господь Израилю, каково предание его при Ииуе и Иоахазе во власть сирийских царей Азаила и Венадада (4 Цар. 10:32, 33; 13:3), ни любовь и милость, которые оказывал Он ему, каковы освобождение его от гнета Сириян и восстановление прежних границ царства — при Иоасе и Иеровоаме, — не могли склонить царя и народ к уничтожению культа тельцов. Народ тяготел к нему из склонности к чувственной религии, а цари держались его еще и по политическим соображениям. С уничтожением тельцеслужения, государственного культа, могла бы погибнуть и самая царская власть, падение религиозного средостения между царством Израиля и царством Иуды могло бы повлечь за собой и падение политического средостения между этими царствами (как этого опасался уже основатель десятиколенного царства, — 3 Цар. 12:27), потому что царская власть в десятиколенном царстве не имела божественного обетования непрерывного существования, как основанная через восстание против богоизбранного царского дома давидова.
Чтобы судить, какое значение имело пребывание Израиля в грехе Иеровоама, надо знать, что это был за грех и каковы были его последствия. а) Чтобы образовать возможно большую религиозную пропасть между Израилем и Иудой, Иеровоам произвел большую религиозную, реформу в новообразованном царстве. Он поставил на двух границах этого царства — в Вефиле и Дане двух золотых тельцов, перенес праздник кущей с седьмого месяца на восьмой, изгнал из своего царства левитов, которые противились его новшеству, и набрал из народной массы священников, которые не принадлежали к сынам левииным. Вследствие этого, религиозный культ обратился в политический институт, святыня Иеговы обратилась в святыню царя (Ам. 7:13), что прямо противоречило идее царства Божия. б) Хотя под образом тельца был почитаем Иегова, однако, служение тельцу, как преступление основной заповеди завета, заключенного Иеговой с Израилем на Синае, было действительным отпадением от Иеговы, истинного Бога, — отречением от веры в него, завета с Ним, обетований Его. в) Тельцеслужение сделалось мостом для перехода от религии Иеговы к культу языческому. Через изображение невидимого, бесконечного Бога в видимой, ограниченной форме Бог Израиля быль поставлен в одну линию с божествами язычников. Это внешнее уравнение необходимо повлекло за собой и уравнение внутреннее. Языческие народы, считая различных Ваалов лишь различными формами откровения одного и того же божества, взаимно оказывали признание этим Ваалам и охотно распространяли это признание также на Бога израилева. Отсюда и Израильтяне, живя между языческими народами, постепенно привыкали оказывать терпимость Ваалам, а потом перешли и к почитанию их. Так мало-помалу произошло смешение Иеговы с Ваалами. По существу Израиль не отличал Иеговы от Ваалов; он отличал Его от последних только формально, именно через особенный, в Его откровении Им Самим определенный образ почитания. Внешне Израиль исповедовал Иегову, приносил Ему положенные в законе жертвы (Ос. 5:6; 9:4) и праздновал установленные законом праздники (Ос. 2:11; 9:5), но в сердце он того-же Иегову обращал в Ваала, называл Его своим Ваалом (Ос. 2:16) и праздновал дни Ваалов (Ос. 2:13). г) Это внутреннее отпадение от Иеговы имело крайне деморализующее влияние на жизнь народа. Преступление основной заповеди завета, запрещения — изображать Иегову в чувственном виде и почитать изготовленные человеком образы, уничтожило страх не только пред святостью закона, но и пред святостью Самого Бога. Среди Израиля господствовало полное забвение Бога и Его закона; священники пользовали своим влиянием и положением для обольщения душ, для совращения к нечестию (Ос. 4:1, 6; 8:12; 5:1; 4:8). Неверность в отношении к Богу породила неверность и по отношению к человеку. Между членами народа не стало истинности, верности, искренности и прямоты, — их место заступили ложная клятва, ложное свидетельство, лукавство и обман (Ос. 4:1, 2; 12:1, 6). С любовью к Богу исчезла и любовь к ближним. Убийство, воровство, насилия и притеснения получили широкое распространение; судьи отличались продажностью и жестокостью, а священники занимались разбоем и грабежом (Ос. 4:2, 6:9; Ам. 4:1; 2:б). Духовное блудодеяние — хождение в след идолов повлекло за собой блудодеяние чувственное, тем скорее, что сладострастие составляло основную черту в характере переднеазиатского идолослужения. Чистота, скромность и целомудрие были утрачены, - распространились разврат, бесстыдство и сладострастие; отец и сын ходили к одной женщине, чтобы бесславить имя Божие, дочери и невестки предавались блуду без всякого стыда (Ос. 4:2; 11, 13, 14; Ам. 2:7). Словом, вследствие внутреннего отпадения от Иеговы, порвались и расшатались все узы и все основы любви, благонравия и добропорядочности.
Следствием окостения Израиля в грехе Иеровоама и связанной с ним безнравственности был грозный суд Божий над его царством. После смерти Иеровоама, наступила 11—12-летняя анархия, после которой только удалось овладеть престолом его сыну Захарии. Но недолго занимал он престол израильского царства: после 6-месячнаго царствования он был убит узурпатором Селлумом (4 Цар. 15:8, 10). Селлум царствовал еще менее того: через месяц он был убит мятежником Менаимом (ст. 13, 14). Менаим царствовал 10 лет. Уже при нем в израильское царство вторгся ассирийский царь Фул, и он был вынужден заплатить большую дань (ст. 17, 19, 20). Преемник Менаима, его сын Факия, царствовал только 2 года; он был убит своим сановником Факеем (ст. 22, 23, 25). Факей царствовал 20 лет. Он заключил союз с сирийским царем Рецином против иудейского царя Ахаза (Ис. гл. 7). Но этот союз только лишь ускорил окончательное падение израильского царства. Ахаз, стесненный Факеем и Рецином, призвал на помощь ассирийского царя Феглаффелласара, который но только разрушил сирийское царство, но и завоевал некоторую часть израильского царства — Галаад (восточно-иорданскую страну) и Галилею («землю неффалимову») и жителей этих стран переселил в Ассирию (ст. 29). Факей был убит мятежником Осией (ст. 30), в 4-й год царствования Ахаза, царя иудейского. За сим снова последовала анархия, продолжавшаяся 8 лет, так что Осия овладел престолом только в 12-й год царствования Ахаза (4 Цар. 17:1)[1]. Вскоре же после вступления на престол, Осия сделался подвластным и данником вторгшегося в его царство ассирийского царя Салманассара IV (4 Цар. 17:3). Конец его 9-летняго царствования был вместе концом десятиколенного царства. В надежде освободиться от ига Ассура, он заключил было союз с египетским царем Сигором, но Салманассар, узнав об измене в верности, снова явился в израильское царство, завоевал всю страну со столицей и переселил Израильтян в плен в Ассирию (ст. 4-6).




[1] В 4 Цар. 15:30 говорится, что Осия умертвил Факея и воцарился вместо него в 20-й год Иоафама, сына Озиина. Здесь в хронологии допущена ошибка: в ст. 33 этой главы говорится, что Иоафам царствовал только 16 лет, а в ст. 1 главы 17 говорится, что Осия воцарился в 12-й год Ахаза. Должна считать верным показание 15, 33, что Иоафам царствовал 16 лет, и показание 17, 1, что Осия вступил на престол в 12-й год Ахаза. С первым показанием вполне согласна хронологическая дата, находящаяся во 2 Пар. 27, 1. В пользу второго показания отчасти говорит такое вычисление. Так как Ахаз вступил на престол в 17-й год царствования Факея (4 Цар. 16, 1), а Факей царствовал 20 лет (4 Цар. 15, 27), то выходит, что Факей был убит Осией иа 4-ом году царствования Ахаза, а отсюда следует, что Осия вступил на престол в царствование Ахаза, а не его предшественника Иоафама. Если считать верным показание 17, 1, что Осия воцарился в 12 год Ахаза, то выходит, что по смерти Факея была 8-ми летняя анархия. Причина ошибочного показания в 4 Цар. 15, 30 (что Осия умертвил Факея и воцарился вместо него в 20-й год Иоафама) лежит в том, что выше еще не было речи о преемнике Иоафама Ахазе, а не было потому, что о царствовании самого Иоафама говорится впервые в ст. 32 и след.

Комментариев нет:

Отправить комментарий