В то время, когда Осия был призван к пророческому служению,
израильское царство находилось на высшей степени политического могущества. Еще
при царе Иоасе, Господь, ради завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, призрел на
страдания Израильтян от гнета Сириян и обратился к ним Своею милостью, так что
те города, которые завоевал при его отце Иоахазе царь сирийский Азаил, Иоас
отнял у сына последнего Венадада и снова присоединил к территории израильского
царства (4 Цар. 13:23-25). При царе Иеровоаме, сыне Иоаса, Господь явил Израилю
еще большую милость. Видя его «горькое бедствие» и беспомощное положение, Он
через пророка Иону обещал Иеровоаму победу над врагами, и действительно,
Иеровоам возвратил, т. е. вновь подчинил Израилю царства Дамаск и Емаф,
насколько они принадлежали территориально еврейскому царству при Давиде и
Соломоне, и восстановил древние пределы Израиля от страны Емаф до Мертвого моря
(4 Цар. 14:25-28).
Но этот новый расцвет могущества и силы Израиля быль лишь
последним явлением милости Божией Израилю. Посредством облагодетельствования,
как и через наказание, Господь хотел образумить нечестивого Израиля и направить
его на путь истины. Но Израиль оставался в своем нечестии и шел по пути зла.
Поэтому, Господь после этого отвратил от него лице Свое, и его царство
склонилось к погибели.
Уже от самого происхождения своего десятиколенное царство
приняло в себя дурное начало - культ тельцов, «грех Иеровоама, сына Навата» и
этого начала не уничтожил в нем ни один из царей за все время его
существования. Ииуй, помазанный на царя по указанию Божию, уничтожил в Израиле
служение Ваалу, но он «не старался ходить в законе Бога израилева от всего
сердца и не отступал от грехов Иеровоама» соблазнившего Израиля (4 Цар. 10:31).
Его потомки, которым Господь обещал владение престолом израильского царства,
равно не заботились о том, чтобы от всего сердца ходить в законе Бога израилева
и отстать от «грехов Иеровоама» (4 Цар. 13:1, 2, 10, 11, 14:23, 24, 15:8, 9).
Ни тяжелые наказания, которые посылал Господь Израилю, каково предание его при
Ииуе и Иоахазе во власть сирийских царей Азаила и Венадада (4 Цар. 10:32, 33;
13:3), ни любовь и милость, которые оказывал Он ему, каковы освобождение его от
гнета Сириян и восстановление прежних границ царства — при Иоасе и Иеровоаме, —
не могли склонить царя и народ к уничтожению культа тельцов. Народ тяготел к
нему из склонности к чувственной религии, а цари держались его еще и по
политическим соображениям. С уничтожением тельцеслужения, государственного
культа, могла бы погибнуть и самая царская власть, падение религиозного
средостения между царством Израиля и царством Иуды могло бы повлечь за собой и
падение политического средостения между этими царствами (как этого опасался уже
основатель десятиколенного царства, — 3 Цар. 12:27), потому что царская власть
в десятиколенном царстве не имела божественного обетования непрерывного
существования, как основанная через восстание против богоизбранного царского
дома давидова.
Чтобы судить, какое значение имело пребывание Израиля в
грехе Иеровоама, надо знать, что это был за грех и каковы были его последствия.
а) Чтобы образовать возможно большую религиозную пропасть между Израилем и
Иудой, Иеровоам произвел большую религиозную, реформу в новообразованном
царстве. Он поставил на двух границах этого царства — в Вефиле и Дане двух
золотых тельцов, перенес праздник кущей с седьмого месяца на восьмой, изгнал из
своего царства левитов, которые противились его новшеству, и набрал из народной
массы священников, которые не принадлежали к сынам левииным. Вследствие этого,
религиозный культ обратился в политический институт, святыня Иеговы обратилась
в святыню царя (Ам. 7:13), что прямо противоречило идее царства Божия. б) Хотя
под образом тельца был почитаем Иегова, однако, служение тельцу, как
преступление основной заповеди завета, заключенного Иеговой с Израилем на
Синае, было действительным отпадением от Иеговы, истинного Бога, — отречением
от веры в него, завета с Ним, обетований Его. в) Тельцеслужение сделалось
мостом для перехода от религии Иеговы к культу языческому. Через изображение
невидимого, бесконечного Бога в видимой, ограниченной форме Бог Израиля быль
поставлен в одну линию с божествами язычников. Это внешнее уравнение необходимо
повлекло за собой и уравнение внутреннее. Языческие народы, считая различных
Ваалов лишь различными формами откровения одного и того же божества, взаимно
оказывали признание этим Ваалам и охотно распространяли это признание также на
Бога израилева. Отсюда и Израильтяне, живя между языческими народами,
постепенно привыкали оказывать терпимость Ваалам, а потом перешли и к почитанию
их. Так мало-помалу произошло смешение Иеговы с Ваалами. По существу Израиль не
отличал Иеговы от Ваалов; он отличал Его от последних только формально, именно
через особенный, в Его откровении Им Самим определенный образ почитания. Внешне
Израиль исповедовал Иегову, приносил Ему положенные в законе жертвы (Ос. 5:6;
9:4) и праздновал установленные законом праздники (Ос. 2:11; 9:5), но в сердце
он того-же Иегову обращал в Ваала, называл Его своим Ваалом (Ос. 2:16) и
праздновал дни Ваалов (Ос. 2:13). г) Это внутреннее отпадение от Иеговы имело
крайне деморализующее влияние на жизнь народа. Преступление основной заповеди
завета, запрещения — изображать Иегову в чувственном виде и почитать
изготовленные человеком образы, уничтожило страх не только пред святостью
закона, но и пред святостью Самого Бога. Среди Израиля господствовало полное
забвение Бога и Его закона; священники пользовали своим влиянием и положением
для обольщения душ, для совращения к нечестию (Ос. 4:1, 6; 8:12; 5:1; 4:8).
Неверность в отношении к Богу породила неверность и по отношению к человеку.
Между членами народа не стало истинности, верности, искренности и прямоты, — их
место заступили ложная клятва, ложное свидетельство, лукавство и обман (Ос.
4:1, 2; 12:1, 6). С любовью к Богу исчезла и любовь к ближним. Убийство,
воровство, насилия и притеснения получили широкое распространение; судьи
отличались продажностью и жестокостью, а священники занимались разбоем и
грабежом (Ос. 4:2, 6:9; Ам. 4:1; 2:б). Духовное блудодеяние — хождение в след
идолов повлекло за собой блудодеяние чувственное, тем скорее, что сладострастие
составляло основную черту в характере переднеазиатского идолослужения. Чистота,
скромность и целомудрие были утрачены, - распространились разврат, бесстыдство
и сладострастие; отец и сын ходили к одной женщине, чтобы бесславить имя Божие,
дочери и невестки предавались блуду без всякого стыда (Ос. 4:2; 11, 13, 14; Ам.
2:7). Словом, вследствие внутреннего отпадения от Иеговы, порвались и
расшатались все узы и все основы любви, благонравия и добропорядочности.
Следствием окостения Израиля в грехе Иеровоама и связанной с
ним безнравственности был грозный суд Божий над его царством. После смерти
Иеровоама, наступила 11—12-летняя анархия, после которой только удалось
овладеть престолом его сыну Захарии. Но недолго занимал он престол израильского
царства: после 6-месячнаго царствования он был убит узурпатором Селлумом (4
Цар. 15:8, 10). Селлум царствовал еще менее того: через месяц он был убит
мятежником Менаимом (ст. 13, 14). Менаим царствовал 10 лет. Уже при нем в
израильское царство вторгся ассирийский царь Фул, и он был вынужден заплатить
большую дань (ст. 17, 19, 20). Преемник Менаима, его сын Факия, царствовал
только 2 года; он был убит своим сановником Факеем (ст. 22, 23, 25). Факей
царствовал 20 лет. Он заключил союз с сирийским царем Рецином против иудейского
царя Ахаза (Ис. гл. 7). Но этот союз только лишь ускорил окончательное падение
израильского царства. Ахаз, стесненный Факеем и Рецином, призвал на помощь
ассирийского царя Феглаффелласара, который но только разрушил сирийское
царство, но и завоевал некоторую часть израильского царства — Галаад
(восточно-иорданскую страну) и Галилею («землю неффалимову») и жителей этих
стран переселил в Ассирию (ст. 29). Факей был убит мятежником Осией (ст. 30), в
4-й год царствования Ахаза, царя иудейского. За сим снова последовала анархия,
продолжавшаяся 8 лет, так что Осия овладел престолом только в 12-й год
царствования Ахаза (4 Цар. 17:1)[1].
Вскоре же после вступления на престол, Осия сделался подвластным и данником
вторгшегося в его царство ассирийского царя Салманассара IV (4 Цар. 17:3).
Конец его 9-летняго царствования был вместе концом десятиколенного царства. В
надежде освободиться от ига Ассура, он заключил было союз с египетским царем
Сигором, но Салманассар, узнав об измене в верности, снова явился в израильское
царство, завоевал всю страну со столицей и переселил Израильтян в плен в
Ассирию (ст. 4-6).
[1] В 4 Цар. 15:30 говорится,
что Осия умертвил Факея и воцарился вместо него в 20-й год Иоафама, сына
Озиина. Здесь в хронологии допущена ошибка: в ст. 33 этой главы говорится, что
Иоафам царствовал только 16 лет, а в ст. 1 главы 17 говорится, что Осия воцарился в 12-й год
Ахаза. Должна считать верным показание 15, 33, что Иоафам царствовал 16 лет, и
показание 17, 1, что Осия вступил на престол в 12-й год Ахаза. С первым
показанием вполне согласна хронологическая дата, находящаяся во 2 Пар. 27, 1. В
пользу второго показания отчасти говорит такое вычисление. Так как Ахаз вступил
на престол в 17-й год царствования Факея (4 Цар. 16, 1), а Факей царствовал 20
лет (4 Цар. 15, 27), то выходит, что Факей был убит Осией иа 4-ом году
царствования Ахаза, а отсюда следует, что Осия вступил на престол в
царствование Ахаза, а не его предшественника Иоафама. Если считать верным
показание 17, 1, что Осия воцарился в 12 год Ахаза, то выходит, что по смерти
Факея была 8-ми летняя анархия. Причина ошибочного показания в 4 Цар. 15, 30
(что Осия умертвил Факея и воцарился вместо него в 20-й год Иоафама) лежит в
том, что выше еще не было речи о преемнике Иоафама Ахазе, а не было потому, что
о царствовании самого Иоафама говорится впервые в ст. 32 и след.
Комментариев нет:
Отправить комментарий