Поиск по этому блогу

суббота, 4 апреля 2015 г.

Время написания книги пророка Софонии

К какому же периоду царствования Иосии относятся речи пророка Софонии? Данные для решения этого вопроса можно извлечь из содержания самой книги. Пророк характеризует свое время такими чертами. В царстве господствуют: культ Ваала, в котором принимают участие особые жрецы — nmrym, поклонение небесным светилам и культ Молоха (1,4-11). Главное значение в народной жизни принадлежит аристократии светской и духовной, члены которой по своему нравственному достоинству вовсе не соответствуют своему назначению и только злоупотребляют своей властью и значением (3,2-4). Извне государство пользуется миром и безопасностью, благодаря чему в руках правящих лиц и торговых людей скопились большие богатства (1,11. 13. 18). Материальное довольство создало в них полнейшее равнодушие к угрозам пророков наказанием Божиим и развязало все узы нравственности, так что единственным средством уничтожить нечестие и нравственное растление в земле иудейской является совершенное истребление беззаконных (1,3. 12. 3,11). Все эти черты, указываемые пророком, по-видимому, не соответствуют периоду самостоятельной деятельности царя Иосии, который низверг все мерзости идолослужения из всех земель сынов Израилевых и повелел всем жителям земли Израилевой служить Господу Богу своему» (2 Пар. 34,33). Скорее всего они приложимы к тому периоду его царствования, когда со стороны государственной власти еще не предпринималось никаких мер для искоренения идолослужения из земли иудейской и когда поэтому религиозная жизнь избранного народа шла в том же направлении, в каком оставило ее предыдущее царствование.
Не все однако исследователи согласны с высказанным нами мнением относительно времени произнесения пророческих речей рассматриваемой нами книги; напротив, большинство относит эти речи ко второй половине царствования Иосии, когда ясно обозначилось твердое намерение молодого царя — восстановить прежнее значение религии Иеговы в своей стране и когда уже было сделано кое-что для искоренения идолопоклонства (Rosenmuller, Coelln, Strauss, Reinke и др.). Наиболее обстоятельно изложено это мнение в исследовании о книге Софонии Делича[1], к рассмотрению которого мы теперь и обратимся.
Самым важным местом для определения времени происхождения речей Софонии Делич считает 1,4: «и истреблю с этого места остаток Ваала ('t-s'r hb'l) и имена жрецов». Если вспомнить, что царь Иосия, при котором пророчествовал Софония, в противоположность своим предшественникам: Манассии и Амону, которые открыли свободный доступ в Иудею всем мерзостям языческого идолослужения и, в частности, культа Ваала (4 Цар. 21,3, 2 Пар. 33,3), в продолжение всей своей жизни старался искоренить идолослужение и именно, как культ Ваала, так и упоминаемые Софонией культы Молоха и небесных светил (1,5. сравн. 4 Цар. 24,4—14), то не может быть сомнения, что выражение: s'r-hb'l — означает еще не уничтоженные реформой Иосии остатки Ваала. А так как, по свидетельству II книги Паралипоменон, Иосия приступил к очищению страны от идолослужения только в 12-й год своего царствования, то отсюда, по Деличу, с очевидностью следует, что об «остатках Ваала» не могло быть речи в первое время по вступлении малолетнего царя на престол и что пророк мог указывать на них тогда, когда Иосия по достижении совершеннолетия положил почин религиозной реформе и после обретения книги Закона (в 18-й год) принялся с удвоенной ревностью за истребление остатков идолослужения в своей стране. И всего вероятнее, что пророк выступил с грозною речью лишь тогда, когда усилия благочестивого царя — искоренить совершенно культ Ваала достигли высшей степени напряжения, однако не привели к желаемой цели, так что оставалось только одно средство для уничтожения остатков идолослужения — истребить нечестивых с лица земли. Относить речи Софонии ко времени после 12-го года побуждает и то, что угрозы его выражены не в условной, а в безусловной форме. В состоянии народа, насколько последнее отражается в речах пророка, не высказывается никакой надежды на улучшение, или исправление. Правда, в царстве существует почитание Иеговы и закон Его, по-видимому, руководит жизнью, но, как чтители Иеговы, так и идолослужители, словом — весь народ навлекли на себя грозный суд Божий, о приближении которого и возвещает пророк в длинной и разражающейся с силою громового удара речи, не давая в ней надежды на долготерпение и милость Иеговы. Таким образом, 4-й стих первой главы может указывать, если не на последний период царствования Иосии, то, по крайней мере, на время после двенадцатого года его царствования, т.-е. когда он уже приступил к религиозной реформе. В пользу этого же мнения свидетельствует, по Деличу, далее, то обстоятельство, что пророк Софония возвещает суд Божий между прочим «сыновьям царя» (bny hmlh) — 1,5. Всего естественнее выражение bny hmlh в устах пророка, действовавшего в царствование Иосии, могло относиться только к сыновьям этого царя. А так как угрозы пророка сыновьям царя предполагают необходимо уже ясно определившийся нравственный характер последних, и так как с другой стороны старший сын Иосии родился не ранее 6-го года его царствования, а второй — на два года позже (2 Пар. 36,2. 5), то обещание кары Иеговы и сыновьям царя могло быть возвещено только во второй период царствования Иосии, когда они уже достигли юношеского возраста.
Мнение Делича, как мы заметили, основывается на двух местах книги Софонии: 1,4 и 1,5. Но масоретский текст в обоих указанных местах расходится с LХХ и потому прежде, чем употреблять их в качестве доказательств, нужно установить правильное чтение этих стихов. Что касается 1,4, то выражению соответствует у LХХ: ta ovno.mata tw/n baalei.m. И так как в подобных случаях в Библии употребляется выражение smwt-hb'l (ср. Ос. 2,19; Зах. 13,2), то мы считаем более удобным произвести поправку в МТ. s'r-hb'l на 't-smwt hb'lym[2]. А это последнее выражение указывает на господство среди иудеев культа Ваала. Но действительно ли во время пророка господствовал культ Ваала? В том же стихе пророк говорит: «истреблю с места этого имя жрецов — bmrym т. е. тех, «которых поставили цари иудейские (Манассия и Амон) и которые кадили Ваалу, солнцу, луне, созвездиям и всему воинству небесному» (4 Цар. 23,5). Угрожать истреблением этим жрецам пророк мог только тогда, когда они еще отправляли публично свои обряды. Далее, в 1,5, пророк вооружается против поклоняющихся, «воинству небесному» и против «клянущихся Молохом», т.-е. поклонников Молоха. Между тем, по 2 Пар. 34,3, Иосия начал с 12-го года царствования энергично очищать Иудею и Иерусалим от всех следов идолослужения, а жрецов-идолослужителей (kmrym) подверг строгим преследованиям, понятно, что в то время, когда действовали свободно kmrym, когда «покланялись на кровлях воинству небесному» и «клялись Молохом», не могло быть и речи об «остатках Ваала».
Второе основание, которое заставляет Делича относить деятельность пророка ко второй половине царствования Иосии, заключается в том, что пророк угрожает карой «сыновьям царя», под которыми разумеются сыновья Иосии, достигшие, конечно, зрелого возраста. Против этого нужно заметить: 1) что сыновья Иосии не могли заслужить обличений со стороны пророка даже в конце этого царствования, так как, если и мог определиться к этому времени их дурной нравственный характер, то все-таки при жизни благочестивого царя они не могли заявить себя ничем таким, что противоречило бы воле их отца; 2) нельзя считать справедливым утверждение Делича, что выражение bny-hmlk не может употребляться в приложении к побочным членам царской фамилии. Дело в том, что в 4 Цар. X,3. 6. 7. 8 выражением bny-hmlk обозначаются потомки давно умершего царя (Ахава), а не современного описываемым событиям Иорама[3] и в 2 Пар. 28,7 выражением bn-hmlk обозначается убитый на войне член царской фамилии; а это не мог быть сын царствующего государя — Ахаза, которому в то время было всего 20 с небольшим лет (ср. 4 Цар. 16,1-2 и 15,27); он был или брат Ахаза или, что вероятнее, его дядя, так как упоминается в числе главных начальников над войском[4]. Точно также и в данном случае пророк под bny hmlk мог разуметь братьев Амона, сыновей Манассии, имя которого все еще жило в народе, благодаря тому, что Амон царствовал очень недолго, а Иосия был малолетним[5]; 3) если угрозы пророка, как говорит Делич, отличаются безусловным характером и, следовательно, могли быть высказаны только после того, как ясно обнаружилась безуспешность религиозных мероприятий царя Иосии, то против этого нужно сказать, что пророки, знавшие хорошо нравственное состояние народа, совсем не выражали надежды на то, чтобы восстановление завета было вполне искренне со стороны народа и прочно (сравн. ответ Олданы в 4 Цар. 22,15-20; Иерем. 3,6-10).
Итак, основания, приводимые Деличем в пользу того, что книга Софонии была написана после реформы, не имеют доказательной силы не только сами по себе, но и потому, что идут в разрез с другими указаниями самой книги на время ее происхождения. В какое же именно время до реформы были произнесены речи пророка?
Для решения этого вопроса кроме того, что было сказано в начале этой главы, мы сопоставим еще два места: 1) 1,4-6, где говорится о господстве язычества, и 2) 3,4, которое гласит: «священники оскорбляют святыню, нарушают закон», и, следовательно, предполагает существование законного культа Иеговы в иерусалимском храме. Конечно, после 18-го года царствования Иосии не могло быть и речи о первом и трудно допустить второе, принимая во внимание ревностные заботы царя о строгом соблюдении закона Моисеева и свидетельство книги Паралипоменон, что они имели успех (II Пар. 35,1—18). Но языческие культы едва ли могли существовать в стране и после 12-го года, с которого молодой царь начал ревностно очищать Иудею и Иерусалим от всех мерзостей идолослужения. Остается, таким образом, отнести речи пророка к первому периоду царствования Иосии, но не ко времени его малолетства, когда язычество было еще в полной силе, а ко времени после 8-го года его царствования, когда Иосия, как сказано, «начал прибегать (hhl ldrws) к Богу Давида, отца своего». Это значит, что то благочестивое настроение, которое воспитали в нем окружавшие его руководители, выразилось в этот год в каком-либо внешнем действии, которым, всего вероятнее, было очищение храма Иеговы от идолослужения и восстановление в нем законного культа Иеговы.



[1] Исследование это помещено в 18 томе Real-Encyclopadie Герцога.
[2] См. толкование 1,4.
[3] Keil. Commentar ub. Konige, SS. 258-289.
[4] Thenius. D. Bucher d. Chronik erklart, S. 381.
[5] Следует еще заметить, что в данном месте выражению bny-hmlk соответствует у LХХ не tou.j uio.j tou/ basilewj a to.n oi[kon basilewj. Так как слова: byt и bny очень сходны по начертанию и, когда стоят в соединении с именами родоначальников, — также и по значению, то и переводчики и справщики еврейского текста нередко принимали одно из этих выражений вместо другого. Так мы видим, что например, в Иер. 16,15. Иезек. 2,3, 1 Пар. 2,10 у LХХ стоит oikoj (Israel или Iouda), тогда как в МТ: bny ysra'l, и наоборот, в Исх. 16,31, Иис. Нав. 17,17, 18,5, Неем. 7,28, Ос. 1,7, — у LХХ: uioi (Israel или др.), тогда как в МТ: byt. В тех местах, где указанная обоюдная замена не отражается на мысли, подобное разногласие между текстами можно оставить без внимания. Но в 1,8 Соф. bny-hmlk стоит на ряду с srym — лицами, обладающими административной и судебной властью, и так как здесь же между прочим говорится, что они «наполняют дом Иеговы насилием и обманом», следовательно, участвуют в управлении и судопроизводстве, то всего лучше bny-hmlk заменить согласно LХХ выражением: byt-hmlk. При Седекии, когда личность царя отступила на задний план и все значение в государстве перешло к сановникам и членам царской фамилии, пророк обращается с угрозой и наказанием ко всему дому царскому: «Дом Давидов! с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер. 21,11—12). Так как и из книги пророка Софонии видно, что высшая власть в государстве принадлежала аристократии, а не царю, то всего вероятнее, что в Соф. 1,8 стояло первоначально byt-hmlk.

Комментариев нет:

Отправить комментарий