Поиск по этому блогу

суббота, 4 апреля 2015 г.

Деление книги пророка Осии

Вполне справедливо признается большинством экзегетов, что книга Осии представляет собою не собрание отдельных речей, которые можно приурочить к известному времени и к известным обстоятельствам, а краткое, систематическое изложение того, что пророк проповедовал народу в течение своего продолжительного служения. В ней нет никаких хронологических показаний, за исключением показания в 1,2 «начало слова Господня к Осии», сделанного Осией только для предупреждения неправильного взгляда на его пророчество о падении израильского царства. Все попытки разделить ее на отдельные речи и расположить последние в хронологическом порядке основываются на перетолковывании текста и произвольных предположениях[1].

Книга Осии состоит из 11 глав, которые разделяются на две части: главы 1-3 и главы 4-14 (1,1 составляет надписание книги, а 14,10 — ее заключение). В первой части описываются символические действия и этим действиям дается соответственное объяснение: во второй — содержатся исключительно одни речи. Первая часть охватывает «начало» деятельности пророка (1,2), вторая охватывает его дальнейшее служение. Каждую из этих частей можно подразделить на три отдела: а) 1,2—2,1; б) 2,2—23; в) 3,1-5; и а) 4—6,3; б) 6,4—11,11; в) 11,12—14,9.
Первая часть. В первом отделе (1,2—2,1) пророк описывает и объясняет совершенные им по указанию Божию символические действия — взятие жены блудницы и детей блуда, в знак духовного блудодеяния десятиколенного Израиля (т. е. его отпадения от Иеговы в идолослужение), и наречение зловещих имен рожденным от него этой женой детям, для напоминания Израилю о предстоящих ему наказаниях; по совершении этих наказаний, — прибавляет пророк, — Израиль снова будет принят и облагодатствован Богом. Во втором отделе (2,2—23) пророк сначала говорит о своем призыве израильских праведников к суду с их прелюбодействующей матерью и подробно изображает прелюбодеяние Израиля (прикровенно указывая при этом на соответственные обстоятельства своей семейной жизни — измену жены в супружеской верности и призыв своих детей к суду с их бесчестной матерью), а затем он обстоятельно изображает будущее наказание Израиля, его обращение к Богу с раскаянием, принятие его Богом в новый нерасторжимый союз и ниспослание ему разных милостей. В третьем отделе (3,1—5) пророк описывает и объясняет еще другие, совершенные им по указанию Божию, символические действия — воссоединение его с прелюбодействующей супругой после понесения ею назначенного ей предварительного испытания — воздержания от супружеского и любовнического общения, что должно было указывать на отсутствие у пленного Израиля истинного и ложного культов.
Вторая часть. В первом отделе (4—6,3) вкратце изображается религиозная и нравственная развращенность Израиля, вместе с навлекаемым этой развращенностью судом Божиим, а в конце кратко же указывается на будущее обращение и спасение Израиля, которые имеет своею целью этот суд. Во втором отделе (6,4—11,11) пророк подробно и всесторонне изображает зрелость Израиля для суда погибели; в частности: в 6,4—7,16 он порицает неисправимость грешного народа, или окостенение его в идолослужении и безнравственности, не смотря на все Божии предостережения и наказания, — в 8,1—9,9 возвещает, как неотвратимый и страшный, суд погибели, которому он подлежит за такую испорченность, — в 9,10-11,11 через указание на исконную неверность Израиля своему Богу доказывает, что Израиль заслужил искоренение с лица земли, и прибавляет к этому, что только милость Божия может спасти и действительно спасет его от этого. В третьем отделе (11,12—14,9) зрелость Израиля для суда погибели пророк доказывает указанием на впадение его в нечестие Хананеев, не смотря на долготерпение, любовь и верность, которые Бог проявлял ему во все времена; сюда он присоединяет призыв к обращению и заключает отдел обетованием, что обратившийся народ Господь ущедрит Своими милостями.



[1] Таковы попытки Маурера (Observationes in Hoseam fatem, р. 318 sq.), Гитцига (s. 71, 72), Ружемонта (стр. 8, 9) и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий