Вполне
справедливо признается большинством экзегетов, что книга Осии представляет
собою не собрание отдельных речей, которые можно приурочить к известному
времени и к известным обстоятельствам, а краткое, систематическое изложение
того, что пророк проповедовал народу в течение своего продолжительного
служения. В ней нет никаких хронологических показаний, за исключением показания
в 1,2 «начало слова Господня к Осии», сделанного Осией только для
предупреждения неправильного взгляда на его пророчество о падении израильского
царства. Все попытки разделить ее на отдельные речи и расположить последние в
хронологическом порядке основываются на перетолковывании текста и произвольных
предположениях[1].
Книга
Осии состоит из 11 глав, которые разделяются на две части: главы 1-3 и главы
4-14 (1,1 составляет надписание книги, а 14,10 — ее заключение). В первой части
описываются символические действия и этим действиям дается соответственное
объяснение: во второй — содержатся исключительно одни речи. Первая часть
охватывает «начало» деятельности пророка (1,2), вторая охватывает его
дальнейшее служение. Каждую из этих частей можно подразделить на три отдела: а)
1,2—2,1; б) 2,2—23; в) 3,1-5; и а) 4—6,3; б) 6,4—11,11; в) 11,12—14,9.
Первая
часть. В первом отделе (1,2—2,1) пророк описывает и объясняет совершенные им по
указанию Божию символические действия — взятие жены блудницы и детей блуда, в
знак духовного блудодеяния десятиколенного Израиля (т. е. его отпадения от
Иеговы в идолослужение), и наречение зловещих имен рожденным от него этой женой
детям, для напоминания Израилю о предстоящих ему наказаниях; по совершении этих
наказаний, — прибавляет пророк, — Израиль снова будет принят и облагодатствован
Богом. Во втором отделе (2,2—23) пророк сначала говорит о своем призыве
израильских праведников к суду с их прелюбодействующей матерью и подробно
изображает прелюбодеяние Израиля (прикровенно указывая при этом на соответственные
обстоятельства своей семейной жизни — измену жены в супружеской верности и
призыв своих детей к суду с их бесчестной матерью), а затем он обстоятельно
изображает будущее наказание Израиля, его обращение к Богу с раскаянием,
принятие его Богом в новый нерасторжимый союз и ниспослание ему разных
милостей. В третьем отделе (3,1—5) пророк описывает и объясняет еще другие,
совершенные им по указанию Божию, символические действия — воссоединение его с
прелюбодействующей супругой после понесения ею назначенного ей предварительного
испытания — воздержания от супружеского и любовнического общения, что должно
было указывать на отсутствие у пленного Израиля истинного и ложного культов.
Вторая
часть. В первом отделе (4—6,3) вкратце изображается религиозная и нравственная
развращенность Израиля, вместе с навлекаемым этой развращенностью судом Божиим,
а в конце кратко же указывается на будущее обращение и спасение Израиля,
которые имеет своею целью этот суд. Во втором отделе (6,4—11,11) пророк
подробно и всесторонне изображает зрелость Израиля для суда погибели; в
частности: в 6,4—7,16 он порицает неисправимость грешного народа, или
окостенение его в идолослужении и безнравственности, не смотря на все Божии
предостережения и наказания, — в 8,1—9,9 возвещает, как неотвратимый и
страшный, суд погибели, которому он подлежит за такую испорченность, — в
9,10-11,11 через указание на исконную неверность Израиля своему Богу
доказывает, что Израиль заслужил искоренение с лица земли, и прибавляет к
этому, что только милость Божия может спасти и действительно спасет его от
этого. В третьем отделе (11,12—14,9) зрелость Израиля для суда погибели пророк
доказывает указанием на впадение его в нечестие Хананеев, не смотря на
долготерпение, любовь и верность, которые Бог проявлял ему во все времена; сюда
он присоединяет призыв к обращению и заключает отдел обетованием, что
обратившийся народ Господь ущедрит Своими милостями.
[1] Таковы попытки Маурера (Observationes in Hoseam fatem, р. 318
sq.), Гитцига (s. 71, 72), Ружемонта (стр. 8, 9) и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий